Группы в соцсетях
Расписание занятий
Ссылки

Новости

13.12.2017     |     1185

Городской семинар преподавателей теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ г.о. Саранск

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСХИХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ШКОЛА, СУЗ, ВУЗ

 ( ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДМШ И ДШИ)

 

2017 год – Год Экологии в Российской Федерации. Актуализируется проблема сохранения не только природной среды, но и культуры, нравственности. Важен вопрос о приумножении в России традиционных идей о гуманистической, духовно-нравственной сущности педагогики. Именно в данном контексте недавно закончил работу научный форум, проходивший в Саранске – «Рождественские чтения».  Это обстоятельство убеждает нас в необходимости профессионального и духовно- нравственного  осмысления актуальных проблем школьного музыкального образования.

В русле новых современных федеральных требований (ФГТ) теоретический семинар преподавателей музыкально-теоретических дисциплин детских музыкальных школ и школ искусств, состоявшийся в ДМШ №4 г. о. Саранск 6 декабря 2017 года,   является важным и своевременным.

     Руководитель городской теоретической секции Альвина Фёдоровна Генералова,  директор ДМШ №4 г. о. Саранск, человек эрудированный, компетентный, с огромным профессиональным и административным опытом, отметила, что наступило время, когда музыкальная школа должна придерживаться не «среднего уровня подготовки ребёнка», а ориентироваться на «модуль элитарной подготовки». Одарённые дети, гуманитарное поколение – интеллектуальная элита России, за ними будущее нации, это эксклюзивный генофонд Отечества. Современные Федеральные требования (ФГТ) для детских музыкальных школ и школ искусств в области музыкально- теоретических дисциплин нацеливают преподавателей именно на инновационный контекст музыкального образования и воспитания учащейся молодёжи. Речь идет о переходе парадигмы музыкального образования от технократических к антропологическим основаниям.  Музыкальная школа  CCI века ориентирует на выпуск учеников качественно нового уровня подготовки, универсально-компетентного в музыкально- теоретическом, профессиональном плане, обладающего высоким духовно-нравственным потенциалом и культурой.

На городском  семинаре 6 декабря 2017 года вопросы музыкально-теоретической и практической  профессиональной подготовки преподавателя музыкально-теретических дисциплин ДМШ и ДШИ находились в центре внимания. Учителями города были представлены как открытые уроки с убедительным последующим анализом присутствующих коллег, так и теоретические доклады.  Так, Светлана Алексеевна Юзвицкова, преподаватель ДШИ №1 г. о. Саранск,  в своём открытом занятии по сольфеджио акцентировала внимание на использовании с младшими школьниками игровых форм обучения при изучении определённых тональностей. Известно, что игровой метод активизирует интерес школьника к уроку сольфеджио, формирует его  ассоциативное мышление, развивает аналитическую сферу восприятия сложных теоретических понятий. Следует заметить, что данный открытый урок имел убедительную художественно-педагогическую идею, наглядность, был выдержан в сюжетных рамках определённого сценария. Царица музыки (С.А. Юзвицкова) с удивительным артистизмом, используя эффективные  методы музыкального воспитания (наглядно- слуховой, проблемный, игровой), на примере интересных вокально-хоровых произведений доносила до детей и присутствующих «искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев). Убеждали виды деятельности,  вокально- хоровая интерпретация педагогом-теоретиком музыкальных произведений, которые логично и последовательно раскрывали тему и цель  урока.

 Не остался не замеченным и открытый показательный урок по музыкальной литературе (Старшие классы. Программа 1-7  классы в контексте требований ФГТ) преподавателя ДМШ №4 Ольги Николаевны Соболевой. Тема занятия –« Вокальное творчество М. И. Глинки». Всегда интересно, когда на уроке звучит много «живой» музыки, когда дети сами исполняют вокальные произведения известного композитора. Например, с чувством особого  почтения к педагогу и детям  присутствующие отнеслись к звучанию романса М. И. Глинки на стихи Нестора Кукольника «Жаворонок» из цикла « Прощание с Петербургом».

Ольга Сергеевна Каштанова – педагог творческий, глубокий, находящийся в неустанном эвристическом, педагогическом поиске. Мне неоднократно приходилось бывать на её талантливых открытых занятиях, как по сольфеджио, так и по музыкальной литературе. На  сей раз преподаватель ДМШ №4 представила показательный урок по музыкальной литературе на тему  «Модест Мусоргский. Вокальное творчество».  Убеждает фокус представления темы (показан вокальный цикл на слова М. Мусоргского «Детская»). Интересен художественный аспект анализ вокальных произведений, грамотно показаны истоки творчества (связь с вокальным наследием А. С. Даргомыжского- «Великого учителя музыкальной правды»).  В ходе урока показано точное прочтение музыкального и литературного текста, мастерски проиллюстрировано преломление метода интерпретации (анализ «смыслонесущих феноменов», средств музыкальной выразительности по выражению Б. В. Асафьева). Важно, что звучащая анализируемая музыка - явилась доминантой данного открытого урока. Это обстоятельство всегда радует как детей, так и слушателей обучающего семинара. Занятие вызвало положительный резонанс присутствующих своим грамотным, профессиональным, компетентностным подходом. 

Детская музыкальная школа №6 – всегда отличалась и отличается профессиональным, творческим началом. И на этот раз мы вновь нашли подтверждение этой мысли. Елена Анатольевна Высоцкая, Любовь Николаевна Патершук, педагоги особые – с огромным педагогическим опытом, неравнодушные, обязательные, прекрасные профессионалы. На этот раз на суд зрителей  они совместно вынеси свои наработки в области экзаменационных заданий по музыкальной литературе в русле ФГТ (5 ОП). Их дети выпускных классов убедительно демонстрировали свои качественные познания по музыкальной литературе: читали музыкальные сочинения, участвовали в викторине, музыкальной игре – «Угадай -ка». Преподаватели, участвующие в семинаре, развернули острую дискуссию на предмет форм и методов проведения выпускного экзамена по музыкальной литературе в русле ФГТ. Данное обстоятельство подчёркивало интерес педагогов-теоретиков к представленному Е. А. Высоцкой и Л.Н. Патершук методическому проблемному полю. 

Детская музыкальная школа №1 г. о. Саранск традиционно считалась и считается генератором инновационных педагогических идей. Во-первых потому, что здесь в качестве директора  работает  Владимир Александрович Стеньшин, человек с огромным педагогическим опытом и профессиональным багажом знаний. Далеко не случайно, что именно  он возглавляет Методическое объединение школьных  педагогов-музыкантов города. Во-вторых, в этой центральной школе работают исключительно творческие, талантливые педагоги, находящиеся постоянно в состоянии профессионального самосовершенствования, поиска эффективных методических путей работы. Как результат – победы в исполнительских инструментальных и теоретических конкурсах регионального, всероссийского  и международного статуса. Достаточно заглянуть на сайт школы и посмотреть раздел «Награды». Например, в  школе работали  и работают как начинающие, так и известные в Мордовии педагоги-теоретики:  Э. А. Кругликова, Л. Г. Вовк, Т. А. Чернышова, Л. Ю. Коваленко, М. Б. Маненкова, С. В. Малькова,  Т. К. Решетникова, Г. А. Орехова, Л. В. Ивацкая, Т. Г. Нижегородова, Л. А. Якина и др. 

Преломляя  богатые педагогические и музыкально-теоретические традиции  родной школы, где  училась, где долгие годы работала и сейчас работаю,  я тоже  выступила на семинаре, состоявшемся 6 декабря 2017 года. На суд коллег нами был вынесён  иллюстративный доклад на тему «Культурологический анализ произведения на уроках музыкальной литературы в условиях ДМШ и ДШИ».

 На данную тему в 2017 году нами была написана научная статья, опубликованная в  Санкт-Петербурге, в материалах сборника ΙΙΙ Всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование ребёнка: стратегии будущего».

Представленный доклад на семинаре 6 декабря 2017 года был с презентацией и с иллюстрациями детских работ.  В целом наше выступление  было посвящено вопросу культурологического анализа музыкального произведения на теоретических занятиях в детской музыкальной школе в условиях дополнительного образования.  В качестве методических ориентиров приводилась аргументация из личного педагогического опыта. В качестве подтверждающей иллюстрации была зачитана призовая конкурсная печатная  работа Алины Драняевой, выпускницы прошлого года, которая принимала участие во ΙΙ Всероссийском конкурсе мультимедийных и печатных работ « П. И. Чайковский в зеркале мировой культуры» и стала лауреатом. Кроме того, в выступлении нами был приведён пример проведения урока музыкальной литературы в условиях театрального представления и зачитана статья с сайта школы на тему «Вести из детской музыкальной школы №1 г. о. Саранск. Незабываемый урок музыкальной литературы в государственном музыкальном театре имени И. М Яушева». 

Актуализировался аспект интонационного познания музыки в аспекте проблемного поля культурологи, делался акцент на герменевтическом методе.  Наше выступление было положительно оценено коллегами, вызвало методический интерес.

Мы убеждены, что в русле новых современных федеральных требований (ФГТ) культурологический аспект в процессе преподавания музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ является несомненным приоритетом. Дети, творчески интерпретируя музыкальное произведение на уроках музыкальной литературы, находясь на спектакле в  музыкальном театре, на концерте в филармонии, осуществляют вместе с преподавателем культурологический анализ, выявляют культурологическую функцию музыкальной интонации, ведут мысленный диалог с иными духовными смыслами, эпохами, культурными ценностями. В данном случае школьник погружается в диалогизированное размышление с композитором, учится анализировать художественный образ в контексте комплексного освоения искусства, ценностно-смыслового видения. «Музыка–это не мертвая познавательная структура, а подлинная глубокая жизнь духа»,-                                                      подчёркивал известный музыковед В.В. Медушевский.

 В заключении декабрьской педагогической дискуссии А. Ф. Генералова сказала, что педагогика XXI века должна быть педагогикой ДУХОВНОСТИ. Осмысление как профессиональных, так и  духовно-нравственных основ школьного образования, музыкального в частности, чрезвычайно важно в условиях, когда в общественном сознании звучит тревога по поводу состояния духовного мира ребёнка. Компетентность, культуроориентированность школьного преподавателя теоретических дисциплин – залог успеха решения данного вопроса.

Соглашаясь с Альвиной  Фёдоровной  Генераловой, скажем, что на  уроках музыкальной литературы и сольфеджио, действительно,  следует осмысливать, интерпретировать «интонационное поле» разных эпох в культурном, нравственно- духовном аспекте, дабы «интонация- зерно культуры» по словам В. В. Медушевского.

Преподаватель музыкально- теоретических дисциплин ДМШ №1 г. о. Саранск, кандидат философских наук, доцент

Т. К. Решетникова

К списку
Создано: 13.12.2017 16:24:17   |   Изменено: 13.12.2017 16:24:17
Новости министерств:
Новый музыкальный конкурс “Соло 01” для талантливых детей от МЧС России
22.06.2022 10:50:43  |  Главное управление МЧС России по Республике Мордовия
Конкурс детского рисунка «Пожарам – НЕТ!»
23.03.2022 14:50:43  |  Главное управление МЧС России по Республике Мордовия
Установи дома пожарный извещатель – защити себя и своих близких!
05.11.2020 12:21:22  |  Главное управление МЧС России по Республике Мордовия
Новости управлений и ИМЦ:
Фольклорно-обрядовые традиции «Тундонь морот»
10.04.2024 13:00:00  |  МУ «Информационно-методический центр», Саранск
Состоялся районный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»
21.03.2024 15:17:37  |  МУ «Информационно-методический центр», Саранск
написать комментарий
*Псевдоним *e-mail
 
Защита от автоматического заполнения
CAPTCHA
обновить изображение
Введите слово с картинки*:
Отправляя комментарий к новости, я прочитал(а) "Соглашение об обработке персональных данных", принимаю его и даю свое согласие на обработку своих персональных данных.
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Проект к 75-летию Великой Победы
Фотографии