Группы в соцсетях
Расписание занятий
Ссылки

Новости

08.02.2017     |     1847

"Альт-соло". Концерт выпускницы Академического музыкального училища при МГК им. П.И. Чайковского, выпускницы ДМШ №1 г.о. Саранск Тряпкиной Александры.

«НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ, КАК МУЗА НАША ОТЗОВЁТСЯ…»

КОНЦЕРТ СТУДЕНТКИ АКАДЕМИЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА ПРИ МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМ. П. И. ЧАЙКОВСКОГО

В ДМШ №1 Г. О. САРАНСК

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам даётся благодать

Ф. И. Тютчев

А.Н. Серов в «Критических статьях» однажды точно заметил, что в рецензии на концерт должно быть принято за правило… высказывать те мысли по искусству, на которые наводит исполненная пьеса. Если же она…не служит поводом ни для каких критических замечаний, то лучше… не говорить о такой пьесе, о таком концерте ни слова. Очень справедливое критическое резюме.

После концерта в Детской музыкальной школе №1 г. о Саранск 1 февраля 2017 года альтистки Александры Тряпкиной, когда-то выпускницы этой школы (класс преподавателя Светланы Викторовны Кижапкиной), теперь - студентки 4 курса Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс зав. струнным отделением Ольги Анатольевны Булаковой), трудно остаться равнодушным, невозмутимым слушателем. Почему? Во-первых, потому, что Александра – наша выпускница, во- вторых, потому, что своим профессиональным исполнительским мастерством молодая артистка буквально покорила слушателя. В данном случае вспоминаются поэтические строки, которые звучат в стихотворении, посвящённом Максиму Рысанову

« Альтист»:

Был февраль. Зимы оцепленье.

И - концерт (как остров во мгле!).
Встал альтист на палубе-сцене, где-то выточенный извне.
Все застыло, лишь он – сквозь время – одиноко свой путь искал,
Разрезая смычком пространство, словно скульптор, лепил свой зал!..

(автор – «Пианистка»)

 

Концертное выступление камерного ансамбля (Александра Тряпкина (альт), Анастасия Акимова (фортепиано) – удивительный повод для размышления на предмет яркого профессионального впечатления. Не секрет, что после некоторых концертных представлений молодых дарований естественным образом возникает желание своеобразного «договаривания», то есть, от яркого, незабываемого выступления всегда возможен критический постскриптум.

Итак, в программе данного концерта были обозначены произведения четырёх мастеров. Это были композиторы - Иоганн Себастьян Баха, Карл Стамиц, Анри Вьётан, Вадим Борисовский. Перед внимательным слушателем раскрылись четыре ярких музыкальных характера, четыре композиторских credo. Сюита для виолончели соло (d moll) («Сарабанда», «Жига») И. С. Баха была исполнена Александрой Тряпкиной и Анастасией Акимовой с редкостным проникновением в барочный стиль композитора. Глубокая философичность траурной сарабанды, густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре тембр альта вызывали у слушателя размышления о вечных вопросах бренного бытия. Далее – музыкальный, содержательный контраст- «Жига». Этот эмоционально-смысловой, жанровый, штриховой, динамический контраст в двух последовательных концертных номерах позволил нам вспомнить строки великого Вильяма Шекспира:

« На свете есть добро и зло,

И жизнь со смертью ходит рядом»…

Вторая и третья части концерта для альта с оркестром D dur Карла Стамица, работавшего в традициях «мангеймской школы» и раннего классицизма, прозвучали в убедительной артистической интерпретации камерного дуэта. Заметим, что освоение альтистом концертных опусов второй половины XVIII века  – актуальная задача для камерного исполнительства, потому что иногда возникают вопросы редакционного, интерпретационного характера. Думается, с этим Александра Тряпкина и Анастасия Акимова прекрасно справились: в редакторской трактовке молодые артисты продемонстрировали основные принципы альтового концертирования эпохи Карла Стамица. Так, исполнители показали: ансамблевую синхронность, техничность, виртуозность, тонкую динамическую партитуру, своеобразный артикуляционный комплекс.

В романтическом стиле было выдержано исполнение «Элегии» бельгийского скрипача и композитора 19 века, одного из основателей национальной скрипичной школы Анри Вьётана. Слушая именно это произведение, с его тончайшей эмоциональной градацией и интонационной выразительностью, я подумала, что перед нами - высокопрофессиональное, высококультурное музыкальное явление. Удивительно то, что после исполнения пьесы возникает своеобразный музыкальный шлейф, наполненный одухотворением мечтательного образа и незабываемой интерпретацией дуэта.

Ярко, технично, ритмически чётко, оригинально, приподнято, словно патетическая художественная кульминация концерта, прозвучала колоритная «Сицилийская тарантелла. Вулкан» отечественного композитора 20 столетия Вадима Борисовского. Известно, что Вадим Васильевич Борисовский вошёл в историю русской музыкальной культуры как исполнитель на альте и виоле д’амур, педагог.

Слушаешь этих молодых и, безусловно, талантливых исполнителей, понимаешь, что на сцене совершается своеобразное чудо, когда претворяется нотная запись определённого композитора в незабываемый художественный образ, живую трепетную речь альтиста на фоне тонкого диалога с пианистом. Так и рождается в концертном зале музыкальная благодать, что заставляет трепетать сердца благодарных слушателей. Больше того, приятно осознавать, что среди исполнителей концерта – выпускница нашей музыкальной школы. Интересно, думала ли когда-либо Светлана Викторовна Кижапкина, преподаватель ДМШ №1 г. о. Саранск, предугадывала ли она тогда, примерно 12 лет назад, что её педагогическое слово, что её профессиональное мастерство в области скрипичного исполнительства звонким эхом отзовутся в душе Александры Тряпкиной, для которой музыка станет смыслом жизни. Сейчас у Александры – Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, потом, вероятно, поступление в консерваторию. Нам известны имена замечательных альтистов, среди них - Юрий БашметКим КашкашьянЮрий Крамаров и другие. Может быть, среди этих светил, засверкает когда-то и новая звёздочка из Мордовии? Время покажет, надо только очень стремиться. Ибо дорогу осилит идущий!

Кандидат философских наук, доцент, преподаватель музыкально - теоретических дисциплин ДМШ №1 г. о. Саранск       Т. К. Решетникова

К списку
Создано: 08.02.2017 17:24:48   |   Изменено: 08.02.2017 17:24:48
Новости министерств:
Новый музыкальный конкурс “Соло 01” для талантливых детей от МЧС России
22.06.2022 10:50:43  |  Главное управление МЧС России по Республике Мордовия
Конкурс детского рисунка «Пожарам – НЕТ!»
23.03.2022 14:50:43  |  Главное управление МЧС России по Республике Мордовия
Установи дома пожарный извещатель – защити себя и своих близких!
05.11.2020 12:21:22  |  Главное управление МЧС России по Республике Мордовия
Новости управлений и ИМЦ:
Фольклорно-обрядовые традиции «Тундонь морот»
10.04.2024 13:00:00  |  МУ «Информационно-методический центр», Саранск
Состоялся районный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»
21.03.2024 15:17:37  |  МУ «Информационно-методический центр», Саранск
написать комментарий
*Псевдоним *e-mail
 
Защита от автоматического заполнения
CAPTCHA
обновить изображение
Введите слово с картинки*:
Отправляя комментарий к новости, я прочитал(а) "Соглашение об обработке персональных данных", принимаю его и даю свое согласие на обработку своих персональных данных.
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Проект к 75-летию Великой Победы
Фотографии