Группы в соцсетях
Расписание занятий
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Наша цель - дополнительное образование детей!

Автор: Администрация ДМШ № 1
Наша цель - дополнительное образование детей!
Наша цель – дополнительное  образование детей!

Примерная программа образовательного учреждения
МБУДО «ДМШ № 1»

Пояснительная записка

Данный документ разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников. Искусство выполняет многообразные функции в качестве участника и организатора процессов социального общения, оно транслирует и обеспечивает эмоционально-ценностный и духовный опыт людей, диалог эпох и культур в пространстве и во времени. Общехудожественное и специальное художественное образование находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. От уровня слушательской (зрительской) культуры зависит общая культура человека; от мотивации, общей художественной грамотности, технической оснащенности и специальных способностей зависит степень развития исполнительского мастерства; от создания благоприятных условий зависит развитие способностей и выявление таланта человека, что позволяет ему профессионально реализовать себя в сфере искусства, выйти на уровень мастерства.
Цель дополнительного образования детей - выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества. Учреждения дополнительного образования детей ориентированы на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Эта цель может быть реализована на основе введения в образовательный процесс учебных программ, имеющих социальную, культурологическую, профориентационную, оздоровительную и досуговую направленность.
Поэтому практические задачи дополнительного образования детей определены следующим образом: "обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6,0 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга" (Закон РФ "Об образовании", Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей № 223 от 7.03.95 г.).
Детская музыкальная школа № 1 г.о. Саранск является муниципальным  учреждением дополнительного образования  и призвана удовлетворять образовательные потребности граждан, общества и государства в области художественного образования и эстетического воспитания, целенаправленного обучения детей и подростков различным видам искусства в целях выявления художественно-одаренных детей, создания условий для самоопределения и самореализации личности обучающихся, развития индивидуальных способностей каждого ребенка.
Лицензия на право осуществления образовательной деятельности 13Л01 № 0000327, регистрационный № 3769 (выдана 14 апреля 2016 г.). Учредитель – Администрация городского округа Саранск Республики Мордовия. Адрес школы: 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Л. Толстого, 13.
           Школа открыта в 1939 году.
Образовательное пространство г. Саранска включает: • академическую среду (различные виды образовательных учреждений); • социокультурную среду (учреждения культуры общественных организаций, клубы, общий культурный фон жизни, общение людей); • среду досуговой деятельности (праздники, фестивали, конкурсы); • среду коллективного и индивидуального творчества (студии, выставки, коллективы самодеятельности и т.д.); • среду родительского дома.
Концепция деятельности ДМШ № 1 – это создание целостной, разноуровневой, многоступенчатой системы в определенной логической последовательности выстроенного образовательного пространства, обеспечивающего «сквозное» решение педагогических задач и индивидуализирующее образовательный путь ребенка в условиях свободы выбора.
Образовательная программа школы строится на следующих принципах:

- принцип целостности способствует организации собственно образовательного процесса и его содержания как непрерывно развивающейся деятельности обучающегося по освоению определенной области культуры;
- принцип комплексности способствует проявлению интегративных качеств образовательного процесса и раскрывается в особой организации деятельности на основе интегрирования содержания и форм образовательного процесса, взаимосвязи предметных областей, взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- принцип преемственности способствует: обеспечению логики построения образования между разными ступенями (классами), этапами («вертикаль») и между разными формами («горизонталь»); установлению связей между ранее приобретенным опытом и новыми знаниями;
- принцип многоуровневости способствует выстраиванию логики образовательного пространства по этапам (ступеням) с учетом целесообразных функций каждой ступени и с прогнозированием результатов.
- принцип раннего вхождения в художественно-эстетическую деятельность способствует раннему эстетическому развитию, адаптации детей к коллективу, искусству, художественно-эстетической деятельности и пр.;
- принцип ранней профессиональной ориентации способствует ускорению процесса социокультурной адаптации детей и юношества;
- принцип открытости, с одной стороны, способствует приему в школу всех детей, а, с другой, создает основу взаимодействия общего, дополнительного и специального образования, расширяет возможности поступления, выхода и перехода на различные ступени дополнительного образования детей;
- принцип вариативности обеспечивает свободу выбора индивидуальной траектории образования на основе разработки различных вариантов образовательных программ, модулей, технологий, дифференцированных по содержанию в зависимости от возраста, исходного уровня развития, индивидуальных особенностей, специальных способностей, интересов и потребностей детей и подростков.
Вся образовательная деятельность школы направлена на формирование выпускника, модель которого была разработана инициативной группой преподавателей, обсуждена и утверждена педагогическим коллективом школы.

Цели и задачи образовательной деятельности школы

Основными идеями, обеспечивающими реализацию основной деятельности школы являются долгосрочные тенденции, определяющие развитие образования на старте XXI века:
• в качестве своей высшей цели образовательные системы в демократическом обществе выдвигают становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с людьми, природой, обществом, государством, ноосферой на основе общепринятых гуманистических ценностных ориентации, открытой диалогу культур;
• возрастают требования к качеству образования;
• повышается роль диагностики индивидуального развития детей;
• приоритетными становятся здоровьесберегающие технологии;
• увеличиваются требования к квалификации и компетенции педагогических кадров;
• информатизация образования относится уже не к «образу будущего» – она превращается в насущную, жизненно важную потребность.

Выбранные идеи определили основные задачи деятельности школы
на 2017-2018 гг.:
• предоставить каждому обучающемуся школы право выбора вида художественно-эстетической деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы;
• гармонизировать образовательный процесс с природой ребенка, его интересами, потребностями и музыкально-художественными способностями; • обеспечить практико-ориентированную технологию художественно- эстетического образования детей;
• расширить число предметных областей от раннего эстетического развития до допрофессиональной подготовки, создать возможность смены типов деятельности для того, чтобы каждый ребенок мог оценить свои интересы, свои возможности в области искусства, сделать более осознанный профессиональный выбор:
• дать возможность детям выбирать тог круг общения, который соответствует их интересам и творческому развитию.
Эти положения легли в основу концептуальной модели деятельности школы по созданию целостной, разноуровневой, многоступенчатой системы эффективного дополнительного образования детей средствами искусства.
Основными участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники учреждения, родители (законные представители) обучающихся.
В основу образовательного процесса в ДМШ № 1 г.о. Саранск положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений, находится в неразрывной связи с всесторонним универсальным развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил. Поэтому построение учебного процесса по принципам единообразия и усреднённости тормозит развитие учащихся, ставит преграды в процессе внедрения новых методов и технологий, обезличивает учебный процесс.
Одной из важных и трудных особенностей художественной педагогики – выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности ученика. Основа работы музыкального отделения – индивидуальное обучение в классе по специальности, которое позволяет выявить и развить лучшие задатки учеников. Индивидуальное обучение учащихся осуществляется на базе индивидуального плана, в котором прослеживается и планируется его развитие за все годы обучения в ДМШ. «Индивидуальный план учащегося» - это больше, чем список произведений, намеченных к изучению, это педагогический «диагноз» и «прогноз».
Планирование и индивидуальный подход к ученику неразрывно связаны, так как индивидуальный план начинается с характеристики ученика. Особенности ученика обосновывают остальные разделы индивидуального учебного плана: задачи на ближайший период, методы воздействия, репертуар. Ведь на уроке обучения игры на музыкальном инструменте все знания и навыки передаются отдельному ученику, что и позволяет учитывать при преподавании индивидуальные способности и личностные качества каждого ученика, а не средний уровень класса. Ещё одна особенность образовательного процесса – творческие коллективы (оркестры, хоры, ансамбли), групповые занятия. Методика работы с детскими коллективами, группами суммирует рефлектирующие на разных уровнях монокурсы (учебные предметы), синтезируя разносторонние знания и умения учащихся; предполагает взаимную согласованность содержания, образования с педагогикой, психологией детей школьного возраста, а так же со специальными предметами.

Методика работы с детьми подчиняется основным принципам дидактики:

• Соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;
• Связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;
• Комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
• Сочетание единства требований и уважения к личности каждого воспитанника;
• Увлечённость и интерес;
• Активность, сознательность и самостоятельность учащихся;
• Учёт реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Методика работы с детскими коллективами выдвигает собственные принципы:
- Единство эмоционального и сознательного;
- Единство художественного и технического;
- Единство развития коллективных свойств в области музыкального исполнительства и личностной индивидуальности каждого ребёнка.

Педагогическим коллективом ДМШ № 1 были определены
следующие направления деятельности:

• ориентация на личность, интересы и потребности ребёнка;
• создание необходимых условий для личностного развития детей, их адаптация в жизни и обществе, профессионального самоопределения, развития мотивации к познанию и творчеству;
• создание развивающей среды, способствующей раскрытию природных склонностей и творческих способностей детей;
• развитие способностей ребёнка к самостоятельному решению возникающих проблем, постоянному самообразованию, применению полученных знаний в различных жизненных ситуациях;
• обеспечение полноценного взаимодействия в системе «родитель – ребёнок – педагог»;
• развитие инновационных процессов обеспечивающих проектируемую направленность развития школы.
Применение технологий личностно-ориентированного образования обязывает педагогов школы выполнять следующие требования:
1) диалогичность; 2) деятельно-творческий характер; 3) направленность на поддержку индивидуального развития ребёнка; 4) предоставление ребёнку необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов изучения и поведения.
Методы обучения: 1. словесные; 2. наглядные; 3. практические (рассказ, показ, демонстрация, беседа, игра, творческие задания и др.).
Особая специфика образовательного процесса в ДМШ – его практико-ориентированная направленность.



Практическая деятельность обучающихся в ДМШ № 1 имеет следующие виды:

• учебно-исполнительская (концертная);
• учебно-теоретическая;
• творческая (креативная);
• культурно-просветительская (творческая практика обучающихся).
Именно эти виды практической деятельности являются основой учебных занятий и внеклассных мероприятий, а также способствуют решению особенно важного вопроса - сохранения единства образовательного пространства в школе.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 30.08.2017   |   Изменено: 30.08.2017 16:21:56
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Проект к 75-летию Великой Победы
Фотографии