Памятки, советы, рекомендации

Потеря интереса к занятия в музыкальной школе. Причины?

Автор: С.В. Кижапкина
|Должность: преподаватель, МБУДО №ДМШ № 1"
Процесс обучения должен приносить положительные эмоции. К счастью, примеров, когда дети занимаются с удовольствием с начала до самого окончания музыкальной школы вполне достаточно.
«Потеря интереса к занятиям у учащихся ДМШ.
Причины. Практические рекомендации родителям».
(Размышление преподавателя детской музыкальной школы)
    Занимаясь более или менее продолжительное время каким-нибудь видом деятельности, иногда хочется подвести некоторые итоги исходя из своего опыта. То есть провести черту, когда определённый этап пройден. Изложить и оформить свои выводы и «с чистой совестью» двигаться дальше. Вот и я нахожусь как раз сейчас на подобном «рубеже», медленно, но верно  переходя из категории «преподаватель ДМШ» в категорию «частный педагог», а специфика преподавания частным образом несколько отличается от работы в музыкальной школе. Возможно это не совсем типичная ситуация, так как многие успешно совмещают (впрочем, и мне это в своё время удалось) эти две категории. Только с меня хватит, работа непосредственно в школе для меня не актуальна, хотя тема создана мной вовсе не для обсуждения ситуации в российских школах и тем более не для критики.
    Педагогикой всерьёз занялась, когда возраст был уже за тридцать, имея за плечами некоторый жизненный и профессиональный, исполнительский опыт. Но я подозревала и раньше, что рано или поздно преподавать буду обязательно, это в крови (я из семьи потомственных педагогов). Способствовало также давнее увлечение психологией.
    Так вот, уже говорила, что моё отношение к тому, что творится сейчас в ДМШ (имеется в виду государственные) значения не имеет, в моём арсенале подобных мест работы без малого четыре, но там учатся дети, а дети (простите за банальность) наше будущее и их воспитание, безусловно имеет значение для большинства из нас. Также для большинства из нас имеет значение то, что связано с музыкой, саксофоном и духовыми инструментами вообще.
За период работы в ДМШ мной написано несколько методических работ, в частности «Роль педагога инструментального класса в развитии творческой личности юного музыканта», «Основы импровизации в ДМШ. Начальный этап», которые, по сути, представляют собой авторскую программу обучения в классе духовых инструментов и создавались в процессе творческого поиска и на основе длительных практических занятий с детьми. Также небольшие заметки, одну из которых здесь и предлагаю вашему вниманию. Некоторые размышления на тему: «Потеря интереса к занятиям у учащихся ДМШ. Причины. Практические рекомендации родителям». Рассуждения, пришедшие в голову ещё в процессе работы в школе, а теперь появилась возможность их оформить и опубликовать.
Не секрет, что большинство малышей с радостью впервые пересекают порог музыкальной школы, нисколько не сомневаясь, это волшебный дом, где находятся удивительные вещи, музыкальные инструменты, и удивительные люди, преподаватели, которые поведут в удивительный, сказочный мир под названием МУЗЫКА…
Бывает так, что на этом сказка и заканчивается. Несколько уроков, и вот уже пропал блеск в глазах, дитё понуро бредёт на занятия, дома занимается на инструменте из под палки, (доводилось видеть даже такую печальную картину, как чьи-то ученики плакали в коридоре школы, упирались и не желали идти на урок).
К сожалению, подобное случается достаточно часто. Иногда проблема решается родителями просто - на обучении ставится крест, ребёнок бросает школу, оставляя себе негативные воспоминания. Родители пожимают плечами: «Не вышло, попробуем что-то ещё», не всегда давая себе труд серьёзно задуматься, выяснить причину, постараться исправить ситуацию. В иных случаях просто насильно заставляют малыша учиться.
Уверенно заявляю: подобной участи можно избежать. Конечно то, насколько успешно и с радостью ребёнок будет заниматься, зависит, прежде всего, от педагога по специальности. Да, в первую очередь, но не только от педагога, но и от того, насколько родители уверены в необходимости и полезности начального музыкального образования для ребёнка, и от того, сколько своего времени и сил (в том числе и моральных, иными словами нервов) они готовы потратить на то, чтобы вместе с педагогом благополучно провести маленького музыканта по этому пути. По другому: важнее всего тандем «педагог-родители», слаженные действия обоих сторон.
    Конечно, обучаясь в музыкальной школе, ребёнок сталкивается также и с преподавателями сольфеджио, общего ф-но и др. Но основным наставником является преподаватель специального инструмента, который просто обязан контролировать весь процесс обучения и при необходимости урегулировать конфликт в случае его возникновения, а также по возможности помочь в случае плохой успеваемости по другим предметам.
Итак, почему у ребёнка пропадает интерес к занятиям? Давайте разберёмся…
Определяя малыша в музыкальную школу, родители, как правило, редко задумываются, а как повлияет обучение на том или ином инструменте на дальнейшую судьбу их ребёнка. Будет ли он впоследствии (если не выберет профессию музыканта) с удовольствием музицировать для себя, в кругу друзей и семьи, или, закончив школу, никогда не притронется к инструменту и с ужасом будет вспоминать годы учёбы. «Для общего развития» - понятие абстрактное. Ведь с одной стороны существуют требования программы муз. школы, которым необходимо соответствовать, а с другой стороны есть желания ребёнка, его время, которое он потратит на занятия. Воспитание вообще, а в данном случае эстетическое воспитание –процесс длительный, и подобно дереву, которое из маленького саженца вырастает и приносит свои плоды, результат проявится с годами, и человек может пожинать плоды во взрослом возрасте и на протяжении всей жизни. А плоды эти могут быть как хорошие, позитивные, так и негативные и горькие.
Говоря о взаимоотношениях «ребёнок - музыкальная школа» необходимо учитывать и психологические и физиологические особенности ученика, а также то, что преподаватели тоже люди и даже, если добросовестно относятся к своим обязанностям, могли также в своё время недополучить некоторых необходимых профессиональных знаний, а ведь поделиться можно только тем, что есть у тебя самого.
Прежде всего необходимо, чтобы каждый ребёнок смог получить качественную профессиональную информацию при начальном обучении, к тому же по возможности исчерпывающую, как практических навыков на инструменте, так и теоретических понятий. Задача педагога - серьёзный подход к выбору материала для занятий, репертуару маленького музыканта. В свою очередь учащийся должен понимать, что обучение-дело серьёзное и ответственное, и в тоже время испытывать интерес и удовлетворение от полученных результатов с самого начала обучения.
    По моим наблюдениям ребёнок может отказываться от занятий, с неудовольствием ходить в музыкальную школу по нескольким причинам.
1.Занимается и не видит результата своего труда или результат проявляется слишком долго. (Длительное время остаётся на одном и том же уровне.)
Причина а. Преподаватель не дал ребёнку полноценной информации о том, как надо работать над звуком, тембром, штрихами.
Вывод (родителям). Если преподаватель с самого начала такой информации не дал ребёнку, значит он сам такой информацией не владеет. Надо поискать другого преподавателя.
Причина б. Преподаватель предоставил всю необходимую информацию, но ребёнок её проигнорировал, невнимателен, рекомендации педагога выполнил не все или совсем не выполнил.
Вывод (родителям). Усилить контроль за выполнением домашнего задания. Внимательно читать записи в дневнике. Выяснить, понял ли ребёнок, что и как нужно делать. Если возникают вопросы, немедленно поговорить с преподавателем и уточнить все детали.
2.Результаты есть, но ребёнку скучно, т. к. однообразный репертуар, либо произведения не нравятся.
Причина. Преподаватель не уделил достаточно времени подбору репертуара, либо выбрал что-то, не учитывая индивидуальных особенностей ученика.
Вывод (родителям). Поговорить с ребёнком, выяснить какая музыка его интересует. Понаблюдать, может быть, он напевает что-то или подбирает на инструменте. Побеседовать с преподавателем и выразить пожелания.
3.Результаты положительные, репертуар достойный, но ребёнку трудно самому организовать своё время и режим занятий дома. Уроки в общеобразовательной школе, спортивная секция, компьютерные игры и т. д. А также банальная лень.
Вывод (родителям). Определить ребёнку время и место для занятий. Контролировать его, но не мешать, дать ему возможность уединиться, можно послушать из другой комнаты. После попросить его сыграть то, то он сегодня выучил, хотя бы одно или часть задания, записанного в дневнике, должно быть выполнено. Посоветоваться с преподавателем, обсудить примерный план самостоятельного занятия.
    Дополнительные советы родителям. Недопустимо заставлять ребёнка играть, если он сильно устал или плохо себя чувствует. Это физический труд. Нежелательно определять время занятий поздно вечером. Также недопустимо заниматься сразу после еды. Чаще проявлять интерес к его самостоятельному творчеству, выражать пожелания выучить какое-либо произведение в качестве подарка к вашему дню рождения, празднику, он будет горд сделать вам приятное. Периодически устраивать домашние концерты, после выступления обязательно похвалить. Это повышает самооценку.
    Процесс обучения должен приносить положительные эмоции. К счастью, примеров, когда дети занимаются с удовольствием с начала до самого окончания музыкальной школы вполне достаточно.

С.В. Кижапкина
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 25.12.2017   |   Изменено: 25.12.2017 17:01:13
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Загрузка Загрузка
Фотографии