Группы в соцсетях
Расписание занятий
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Фортепианный ансамбль как форма концертного выступления

Автор: Анисимова Елена Николаевна
|Должность: преподаватель по классу фортепиано, ДМШ №1
Методические советы преподавателям и учащимся

Фортепианный ансамбль как форма

концертного выступления.

 

(Методические советы преподавателям и учащимся)

 

         Недавно на фортепианном отделении Детской музыкальной школы № 1 городского округа Саранск состоялся традиционный концерт фортепианных ансамблей «Соло вдвоём». Этот концерт проводится не первый год подряд, он полюбился всем – и учащимся, и преподавателям, и зрителям. Выступление ученика-пианиста в концерте такого рода очень полезно и имеет ряд преимуществ перед сольным выступлением. Хотелось бы более подробно рассмотреть, чем  полезно такое выступление.

         Для начала немного истории. Появление такого жанра, как фортепианный ансамбль, связано с домашним музицированием в тесном семейном кругу. Во второй половине XVIII  века ансамбль начал стремительно развиваться благодаря появлению молоточкового фортепиано и его новых возможностей. Это – расширенный диапазон, способность постепенного увеличения и уменьшения силы звука, добавочный резонатор педали. Значительно возросла полнота и сила звучания инструмента, открылись более яркие краски регистров. К началу XIX века фортепианный ансамбль утвердился как полноправная самостоятельная форма музицирования.

         Существует, условно говоря, два вида фортепианного ансамбля – на одном или на двух инструментах. Есть даже вариант исполнения в восемь рук на двух роялях. Фортепианный дуэт на двух роялях получил наибольшее распространение в профессиональной концертной практике. Два инструмента дают исполнителям бόльшую свободу и способствуют раскрытию всех возможностей рояля.

         Огромное значение в подготовке фортепианного ансамбля приобретает единство приёмов звукоизвлечения, педализации, фразировки, интонации. Одним словом, стремление двух партнёров изобразить одного «четырёхрукого» пианиста, создать у публики впечатление, что играет один человек. Сюда же необходимо отнести синхронность звучания – один из главных показателей качества ансамблевой игры. Особого внимания требует совместное rubato, грамотно вписывающееся в авторский текст. Все ускорения и замедления темпа выверяются и отрабатываются заранее, на репетициях в классе и дома. Аналогичный принцип соблюдается и при работе над динамическими оттенками. Работа над подобными пианистическими и музыкальными тонкостями заставляет ученика расти в профессиональном плане. Свою роль здесь играет и небольшой элемент соперничества, ведь никому не хочется играть хуже, чем партнёр.

         Ещё одна задача, возникающая при подготовке к любому выступлению, будь то конкурс или концерт – это подбор репертуара. От правильного выбора зависит больше половины успешного выступления. По мере развития фортепианного ансамбля накапливался и репертуар. Возникла обширная, богатая и разнообразная нотная библиотека. Для фортепиано в четыре руки писали почти все композиторы начиная с конца XVIII столетия и заканчивая XXI. В целом, все произведения для фортепианного ансамбля можно условно поделить на две большие группы. Первая группа – это пьесы, задуманные и написанные специально для четырёхручного исполнения. Вторая группа – это разнообразные переложения известной классической музыки, выполненные для фортепианного ансамбля. Сюда относятся фрагменты знаменитых симфоний, опер и балетов, переложения всевозможных произведений крупной формы, романсов, музыка из кинофильмов. Знакомясь с таким разнообразием, ученик расширяет свой музыкальный кругозор. Кроме того, сравнение разных вариантов одного произведения позволяет заглянуть в творческую лабораторию композитора, осмыслить нюансы оркестровки, осмыслить связь симфонического и фортепианного творчества.

         Как правило, у любого ученика присутствует страх и волнение перед выступлением на сцене, в присутствии публики. Участие в концерте фортепианных ансамблей помогает в какой-то степени решить эту задачу. Дети охотнее разучивают программу и готовятся к выступлению, так как понимают, что будут выступать в паре и волнение становится вполовину меньше. Так же ансамблевое исполнительство помогает формировать такие человеческие качества, как чувство взаимного уважения, такта, партнёрства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность не только творческого сотрудничества, но и дружеского общения участников ансамбля. В подтверждение этих слов можно привести слова Роберта Шумана о том, что «дуэты Шуберта сближают души быстрее, чем слова».

         В заключение хотелось бы сказать следующее. Любое публичное выступление, независимо от его масштаба, будет полезно, так как заставляет расти профессионально не только ученика, но и преподавателя. Нужно освежить в памяти очень многое – кратко рассказать биографию композитора, затронуть его творчество; если в работе находится фрагмент оперы или балета, то необходимо коротко обрисовать содержание, найти запись нужного момента в хорошем исполнении. Всё это будет способствовать наилучшему воплощению задуманного на сцене.

 

 

Преподаватель по классу фортепиано  Анисимова Елена Николаевна.

Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 19.05.2017   |   Изменено: 19.05.2017 09:20:02
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Проект к 75-летию Великой Победы
Фотографии